Наверх
Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×

Сегодня 24 ноября 2020

Обновлено 13 часов назад

О комитете Деятельность События Важно Программы Документы Информация о лесах Вакансии Обращения Контакты

Обобщение правоприменительной практики


ОБОБЩЕНИЕ И АНАЛИЗ 
правоприменительной практики по осуществлению
федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)
и федерального государственного пожарного надзора в лесах
на землях лесного фонда на территории Хабаровского края
а также мероприятий государственного надзора в области
(за 2019 год)
 

Хабаровский край относится к многолесным районам Российской Федерации, имеет огромные лесные ресурсы. Площадь края – 78,8 млн. гектаров и составляет 4,6 % территории России. На его долю приходится 18 % лесопокрытой площади Дальневосточного федерального округа и 25 % запасов древесины. Площадь земель государственного лесного фонда составляет 73,7 млн. гектаров или 93,5 % от всей площади края, общий запас древесины на корню по землям лесного фонда составляет 5,05 млрд. кубометров. Расчетная лесосека (ежегодная норма отпуска древесины) по спелым и перестойным насаждениям в 2018 году составляла 28,3 млн. кубометров и была использована на 23,0% (6,51 млн. кубометров). Общий объем заготовки древесины составил 8,2 млн. кубометров.

В пользование предоставлены лесные участки на площади 12 млн. 678 тыс. гектаров, в том числе 12 млн. 467,5 тыс. гектаров для заготовки древесины; 7,7 тыс. гектаров для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов; 25,6 тыс. гектаров для ведения работ по геологическому изучению недр и добычи полезных ископаемых; 78,0 тыс. гектаров для ведения сельского хозяйства; 49,1 тыс. гектаров для научно-исследовательских целей; 48,5 тыс. гектаров для заготовки пищевых ресурсов; 0,5 тыс. гектаров для ведения рекреационной деятельности; 0,3 тыс. гектаров для выращивания посадочного материала; 0,8 тыс. гектаров предоставлены для иных целей, установленных Лесным кодексом Российской Федерации.

В 2018 году заключено 12 тыс. 950 договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан общим объемом 263 тыс. кубометров. На 01 сентября 2019 заключено 9, 1 тыс. договоров купли-продажи лесных насаждений с гражданами объемом 192,6 тыс. кубометров, из них для отопления 7, 8 тыс. договоров с объемом 147,9 тыс. кубометров.

По программе Дальневосточного гектара на землях лесного фонда с гражданами заключено 307 договоров безвозмездного пользования земельными участками на общей площади 450 гектаров.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008         № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в 2019 году управлением лесами проведено 5 плановых документарных и выездных проверок, 3 внеплановые документарные и выездные проверки и 1 внеплановая документарная проверка. В ходе указанных проверок выявлены нарушения правил заготовки древесины, правил санитарной и пожарной безопасности в лесах. Составлено 8 протоколов об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых наложены административные штрафы на сумму 431,0 тыс. рублей.

Охрана лесов от пожаров

Согласно ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от пожаров. Правила пожарной безопасности в лесах, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.

С начала пожароопасного сезона 2019 года, на землях лесного фонда, расположенных на территории края было зарегистрировано 436 лесных пожаров на общей площади 318,2 тыс. гектаров. В целях стабилизации лесопожарной обстановки в 14 муниципальных районах края действовал особый противопожарный режим.

Нарушение требований пожарной безопасности в лесах представляет существенную угрозу лесному фонду.

Потери древесины на корню составили 470 тыс. кубометров, погибло 609 гектаров молодняков. Сумма ущерба составила 102,1 млн. руб. Основной причиной возникновения лесных пожаров является человеческий фактор (разведение костров, выжигание сухой травы, несоблюдение требований пожарной безопасности в лесах), по этой причине возникло 245 пожаров, что составляет 56 % от их общего количества, 97 пожаров или 22 % возникло от грозовых разрядов и 94 пожара или 22 % это переход огня с земель иных категорий на земли лесного фонда.

Вместе с тем, благодаря своевременному принятию мер по обнаружению и тушению лесных пожаров в течение первых двух суток ликвидировано 365 лесных пожаров, что составляет 84 % от общего количества.

С начала 2019 года, по фактам нарушений правил пожарной безопасности в лесах, в управление лесами поступило 365 материалов административных дел, возбужденных по ст.8.32 КоАП РФ, из них в 144 случаях нарушения совершены в условия действия особого противопожарного режима.

Среди нарушений, при использовании лесных участков отмечаются:

  • оставление на лесосеке заготовленной древесины на период пожароопасного сезона без окаймления минерализованной полосой оставление в лесах (неокоренной);
  • неочистка полос отвода линейный объектов от горючих материалов;
  • неукомплектованность (неполная комплектация) пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
  • невыполнение мероприятий по противопожарному обустройству лесных участков;
  • неочистка мест рубок от порубочных остатков;
  • загрязнение мест рубок промышленными, бытовыми отходами.

Необходимым  условием для предупреждения возникновения лесных пожаров является неукоснительное соблюдение лицами посещающими леса, а также использующими лесные участки правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.

Государственный лесной надзор

В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений лесного законодательства в отчетном периоде 2019 года проведено 3 232 (за аналогичный период 2018 года – 3 799) контрольно-надзорных мероприятий в лесах, в ходе которых выявлено 1 113 нарушений лесного законодательства (за аналогичный период 2018 года – 1 230), в том числе 207 фактов незаконных рубок лесных насаждений (за аналогичный период 2018 года – 243) общим объемом 16,9 тыс. кубометров (за аналогичный период 2018 года – 9,4 тыс. кубометров). В сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечено увеличение объемов незаконных рубок лесных насаждений более чем 1,8 раза, что обусловлено выявлением в эксплуатационных лесах 59 незаконных рубок общим объемом 6,9 тыс. кубометров, совершенных при производстве работ по разработке лесосек, строительстве лесовозных дорог, лесовозных усов, перерубаемого объема сверх разрешенного, переданного в рубку, арендаторами лесных участков, в эксплуатационных лесах. При этом, отмечается снижение ущерба, причиненного лесам, и составившего 416,2 млн. рублей (в 2018 году – 479,9 млн. рублей).

Материалы дел по выявленным фактам незаконных рубок лесных насаждений направляются в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности. Законодательством РФ, уголовная ответственность за незаконную рубку деревьев установлена ст.260 Уголовного кодекса РФ и, в зависимости от квалификации нарушения, предусматривает назначение наказания от административного штрафа до лишения свободы на срок до трех лет.

Координация межведомственного взаимодействия правоохранительных, контролирующих и иных уполномоченных органов по противодействию незаконным рубкам осуществляется координационным совещанием по обеспечению правопорядка при Губернаторе Хабаровского края, а также постоянной межведомственной рабочей группой по декриминализации лесопромышленного комплекса при прокуратуре Хабаровского края, в состав которой входит Правительство края.

Особое внимание уделено проведению межведомственных комплексных мероприятий по профилактике и выявлению нарушений лесного законодательства "ЛЕС" и "Лесовоз". Так, в 2019 году в периоды с февраля по март и с мая по июнь, в рамках межведомственных комплексных мероприятий по профилактике и выявлению нарушений лесного законодательства "ЛЕС", проведено 367 патрульных и рейдовых мероприятий (за 2018 год – 219), в том числе 74 проведено совместно с правоохранительными органами.

В 2019 году отмечалась положительная динамика по возмещению, в том числе в добровольном порядке, ущерба, причиненного лесным насаждениям вследствие их незаконной рубки. Было выявлено 95 случаев незаконной рубки лесных насаждений с предполагаемыми виновными лицами, ущерб от их совершения составил 166,7 млн. рублей. В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса РФ направлено 76 заявлений (за аналогичный период 2018 года – 71) на добровольную оплату ущерба на сумму 155,1 млн. рублей (за аналогичный период 2018 года – 36,8 млн. рублей), возмещено в добровольном порядке, с учетом причиненного ущерба прошлых лет, 63 случая (за аналогичный период 2018 года – 49) на сумму 3,3 млн. рублей (за аналогичный период 2018 года – 2,7 млн. рублей).

Взыскание ущерба осложняется тем, что размеры сумм причиненного ущерба значительны, а основная часть решений вынесена судебными органами в отношении исполнителей, которые не в состоянии погасить ущерб: должники не имеют имущества, на которое можно обратить взыскание либо оно не представляет ценности, находится в неликвидном состоянии; уровень жизни этих граждан значительно ниже среднего, многие из них не имеют постоянного заработка. Для решения вопросов возмещения ущерба от незаконных рубок лесных насаждений управлением лесами налажена работа с отделами судебных приставов в рамках соглашения о порядке взаимодействия.

С целью взыскания ущерба, причиненного лесному фонду, в структурные подразделения Федеральной службы судебных приставов России направлено 67 исполнительных документов (за аналогичный период 2018 года – 74) на сумму 203,4 млн. рублей (за аналогичный период 2018 года – 341,7 млн. рублей), 2 исполнительных производства окончено фактическим исполнением (за аналогичный период 2018 года – 2), взыскано и перечислено 44,4 тыс. рублей задолженности по ущербу (за аналогичный период 2018 года – 259,4 тыс. рублей). По 30 исполнительным документам (за аналогичный период 2018 года – 30) на сумму 189,3 млн. рублей (за аналогичный период 2018 года – 120,3 млн. рублей) возбуждено исполнительное производство. По 35 исполнительным документам (за аналогичный период 2018 года – 42) на сумму 14,1 млн. рублей исполнительное производство окончено без фактического исполнения (за аналогичный период 2018 года – 221,1 млн. рублей), в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества. Данные исполнительные документы по истечении 6 месяцев направляются повторно в структурные подразделения территориальных органов федеральной службы судебных приставов России для повторного исполнения.

В случае, если ущерб, от незаконной рубки лесных насаждений превышает 5 000 руб., рассматривается вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ч.1,2 ст.8.28 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. С начала 2019 года, по фактам незаконных рубок лесных насаждений, в управление лесами поступил 21 административный материал по ч.1,2 ст.8.28 КоАП РФ (в 2018 году – 13).

В ряде случаев, незаконная рубка лесных насаждений совершается гражданами в целях использования древесины для отопления жилых домов и обусловлена тем, что лица, совершившие данные нарушения, не имеют постоянного источника дохода.

Также, в целях пресечения нарушений законодательства при транспортировке древесины, лесными инспекторами совместно с сотрудниками ГИБДД по Хабаровскому краю, в целях пресечения  фактов нарушения законодательства проверено 928 автолесовозов (за 2018 год – 125).  По выявленным фактам нарушений возбуждены 20 административных производств по ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за транспортировку древесины без оформленного, в установленном лесным законодательством порядке, сопроводительного документа. По результатам рассмотрения дел судами вынесено постановления о привлечении к административной ответственности  с назначением административных штрафов на общую  сумму 750 тыс. рублей.

Наиболее частыми нарушениями в данной категории дел являются:

  • транспортировка древесины без сопроводительных документов;
  • отсутствие или неправильное указание адреса, грузополучателя древесины;
  • отсутствие или неправильное указание перевозчика древесины в сопроводительном документе на транспортировку древесины;
  • неправильное указание в сопроводительном документе пункта отправления древесины (указывается только наименование субъекта РФ, без указания деляны, квартала, участкового лесничества);
  • неправильное указание в сопроводительном документе пункта назначения (без указания конкретного адреса);
  • опечатки и исправления в сопроводительном документе.

Подробное описание по заполнению каждого пункта сопроводительного документа на транспортировку древесины содержатся в Правилах заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.06.2014 № 571.

С начала года, на рассмотрение управления лесами поступило 1356 материалов дел об административных правонарушениях (в 2018 году – 1650), по итогам рассмотрения которых, сумма наложенных административных штрафов превысила 16 млн. рублей (в 2018 году – 19,5 млн. рублей), из них наибольшее количество дел об административных правонарушениях – 707, возбуждено по ч. 1 ст.8. 25 КоАП РФ, за нарушение Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474. Сумма назначенных административных штрафов составила свыше 8 млн. рублей (в 2018 году – 14,5 млн. рублей).

Среди наиболее часто встречающихся нарушений, отмечаются:

  • нарушение технологии разработки лесосеки;
  • разработка лесосек без установления и обозначения на местности их границ;
  • невыполнение работ по очистке лесосеки.

Также, значительное количество нарушений выявлено по фактам несоблюдения лицами, осуществляющими использование лесов Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607.

Наиболее часто встречающимися нарушениями являются:

  • сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса);
  • загрязнения лесов отходами производства и потребления;
  • оставление в лесу неокоренной (незащищенной от повреждений древесины);
  • невыполнение работ по очистке мест рубок от порубочных остатков.

С начала года, на рассмотрение в управления лесами поступило 334 административных дела, возбужденных по ст.8.31 КоАП РФ, за нарушение правил санитарной безопасности в лесах (в 2018 году – 317 дел). По результатам рассмотрения дел, виновные лица привлечены к административной ответственности с назначением административных штрафов на сумму 5,5  млн. рублей (в 2018 году – 6,6 млн.рублей). Снижение сумы административных штрафов обусловлено более частым применением в данной категории дел такого вида административного наказания как "предупреждение".

Также, среди часто встречающихся нарушений требований лесного законодательства следует, также, отметить категорию административных  дел, возбуждаемых по ст.7.9 КоАП РФ – самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

В соответствии с ч. 2 ст. 71 Лесного кодекса РФ,  лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

С начала 2019 года в управление лесами поступило 29 административных дел, возбужденных на ст. 7.9. КоАП РФ (2018 год – 41). В большинстве случаев, выявленные нарушения выражаются в размещении на лесном участке построек хозяйственного назначения (сараев, навесов, стоянок техники) и временного размещения (вагончиков для временного размещения лиц, осуществляющих работы на лесосеках), обустройство пасек, мест отдыха, без оформления договоров аренды, безвозмездного пользования лесными участками, или  размещение объектов в местах, не предусмотренных разрешительными документами, в связи с чем, лицам, использующим или планирующим использование лесных участков, необходимо уделять особое внимание наличию разрешительных документов на используемые лесные участки.

В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса РФ Лвиновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 304 Гражданского кодекса РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

 

Cкачиваемые файлы

Скачать все одним архивом