Наверх
Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×

Сегодня 24 июня 2021

Обновлено 7 часов назад

О комитете Деятельность События Важно Программы Документы Информация о лесах Вакансии Обращения Контакты

Обобщение правоприменительной практики


ОБОБЩЕНИЕ И АНАЛИЗ 
правоприменительной практики по осуществлению
федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)
и федерального государственного пожарного надзора в лесах
на землях лесного фонда на территории Хабаровского края
а также мероприятий государственного надзора в области
(за 2020 год)
 

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ), комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (далее - комитет) осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия по осуществлению на землях лесного фонда на территории Хабаровского края федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

В соответствии с ч. 1 ст. 96 Лесного кодекса РФ, под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в 2020 году комитетом проведено 3 плановые документарные и выездные проверки, 1 внеплановая документарная и выездная проверка. В ходе проведенных проверок, выявлены нарушения правил заготовки древесины, правил санитарной и пожарной безопасности в лесах. Составлено 6 протоколов об административных правонарушениях. Виновные юридическое лицо и должностное лицо привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ "Нарушение правил заготовки древесины", ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ "Нарушение правил санитарной безопасности в лесах", ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ "Нарушение правил пожарной безопасности в лесах".

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" комитетом внесены изменения в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год (далее – План проверок) приказом от 22.04.2020 № 782П, в соответствии с которым из Плана проверок исключены все плановые проверки с мая по декабрь 2020 года.

По данным комитета, на момент декабря 2020 года на рассмотрение поступило 1 498 дел об административном правонарушении по фактам нарушений требований лесного законодательства Российской Федерации (нарушение правил заготовки древесины, правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, самовольное занятие лесных участков, незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан). Наибольшее количество административных дел было возбуждено в отношении юридических
лиц – 594, и должностных лиц - 634. В отношении граждан возбуждено 68 административных дел. По фактам возникновения лесных пожаров возбуждено 189 дел об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения 998 материалов административных дел вынесены постановления о привлечении к административной ответственности: в отношении юридических лиц - 339, должностных лиц - 331, граждан - 40. Вынесено 288 постановлений о прекращении производств по делам
об административных правонарушениях. Сумма назначенных административных наказаний в виде штрафа составила 24 360,0 тыс. рублей.

В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений лесного законодательства в 2020 году проведено 3 187 контрольно-надзорных мероприятий в лесах, в ходе которых выявлено 1 659 нарушений требований лесного законодательства, в том числе 170 фактов незаконных рубок лесных насаждений общим объемом 12,3 тыс. м3. Ущерб, причиненный лесам, составил 264,4 млн. рублей.

Материалы дел по выявленным фактам незаконных рубок лесных насаждений направлены в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности.

За незаконную рубку деревьев уголовная ответственность предусмотрена ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации и, в зависимости от квалификации нарушения, предусматривает назначение наказания от административного штрафа до лишения свободы на срок до трех лет.

Координация межведомственного взаимодействия правоохранительных, контролирующих и иных уполномоченных органов по противодействию незаконным рубкам осуществляется координационным совещанием по обеспечению правопорядка при Губернаторе Хабаровского края, а также постоянной межведомственной рабочей группой по декриминализации лесопромышленного комплекса при прокуратуре Хабаровского края.

В настоящее время в период с 30.11.2020 по 28.12.2020 на территории края осуществляется второй этап межведомственных комплексных мероприятий по профилактике и выявлению нарушений лесного законодательства "ЛЕС". Во всех районах края действуют рейдовые мобильные группы в составе государственных лесных инспекторов, сотрудников УМВД России по Хабаровскому краю, ФСБ России по Хабаровскому краю, а также территориальных подразделений правоохранительных органов в районах края.

В период с 10.02.2020 по 13.03.2020 в рамках межведомственных комплексных мероприятий по профилактике и выявлению нарушений лесного законодательства "ЛЕС" было проведено 313 патрульных и рейдовых мероприятий, в том числе, 120 совместно с правоохранительными органами. По результатам проведенных мероприятий выявлено 38 случаев нарушения требований лесного законодательства, в том числе 21 случай незаконной рубки лесных насаждений, объемом 366,45 кубометров. Ущерб, нанесенный лесным насаждениям, составил 4,4 млн. рублей.

С целью взыскания ущерба, причиненного лесному фонду, в структурные подразделения Федеральной службы судебных приставов России направлено 67 исполнительных документов на сумму 200,7 млн. рублей.

Взыскание ущерба осложняется тем, что размеры сумм причиненного ущерба значительны, а основная часть решений вынесена судебными органами в отношении исполнителей, которые не в состоянии погасить ущерб: должники не имеют имущества, на которое можно обратить взыскание, либо оно не представляет ценности, находится в неликвидном состоянии.

В случае, если ущерб от незаконной рубки лесных насаждений не превышает 5 тыс. рублей, рассматривается вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 8.28 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. В 2020 году по фактам незаконных рубок лесных насаждений в комитет поступило 13 административных материалов, возбужденных по ч. 1, 2 ст. 8.28 КоАП РФ. В большинстве случаев незаконная рубка лесных насаждений совершается гражданами в целях использования древесины для отопления жилых домов и обусловлена тем, что лица, совершившие данные нарушения, не имеют постоянного источника дохода.

Также, в целях пресечения нарушений законодательства при транспортировке древесины государственными лесными инспекторами совместно с сотрудниками ГИБДД по Хабаровскому краю в 2020 году проверено 2 367 автолесовозов. По выявленным фактам нарушений возбуждено 95 административных производств по ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за транспортировку древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа. Вынесено 56 постановлений о привлечении к административной ответственности, из них по 37 случаям назначено административное наказание в виде предупреждения, по 19 - административные штрафы в на сумму 3 650 тыс. рублей.

Одними из основных нарушений в данной категории дел являются:
- транспортировка древесины без сопроводительных документов;
- отсутствие или неправильное указание адреса, грузополучателя древесины;
- отсутствие или неправильное указание перевозчика древесины в сопроводительном документе на транспортировку древесины;
- неправильное указание в сопроводительном документе пункта отправления древесины (указывается только наименование субъекта Российской Федерации, без указания деляны, квартала, участкового лесничества);
- неправильное указание в сопроводительном документе пункта назначения (без указания конкретного адреса);
- опечатки и исправления в сопроводительном документе.

Подробное описание по заполнению каждого пункта сопроводительного документа на транспортировку древесины содержится в Правилах заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 21.06.2014 № 571.

В отчетном периоде значительное количество дел об административных правонарушениях (585 дел), возбуждено по ст. 8.25 КоАП РФ за нарушение Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474.

Среди наиболее часто встречающихся нарушений, отмечаются:
- нарушение технологии разработки лесосек;
- разработка лесосек без установления и обозначения на местности их границ;
- невыполнение работ по очистке лесосек.

Также, значительное количество нарушений выявлено по фактам несоблюдения лицами, осуществляющими использование лесов, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607.

В 2020 году в комитет на рассмотрение поступило 293 административных дел, возбужденных по ст. 8.31 КоАП РФ, за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.

Наиболее часто встречающимися нарушениями являются:
- сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса);
- загрязнения лесов отходами производства и потребления;
- оставление в лесу неокоренной (незащищенной от повреждений древесины);
- невыполнение работ по очистке мест рубок от порубочных остатков.

Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах установлена ст. 8.32 КоАП РФ. В 2020 году в комитет на рассмотрение поступило 541 административное дело, возбужденное по ст. 8.32 КоАП РФ, за нарушения правил пожарной безопасности в лесах.

Среди нарушений при использовании лесных участков отмечаются:
- оставление на лесосеке невывезенной заготовленной древесины,
на период пожароопасного сезона, без окаймления минерализованной полосой;
- неочистка полос отвода линейных объектов от горючих материалов;
- неукомплектованность (неполная комплектация) пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
- невыполнение мероприятий по противопожарному обустройству лесных участков, согласно заключенным договорам аренды;
- неочистка мест рубок от порубочных остатков;
- загрязнение мест рубок промышленными, бытовыми отходами.

Необходимым условием для предупреждения возникновения лесных пожаров является неукоснительное соблюдение лицами, посещающими леса, а также использующими лесные участки правил пожарной безопасности
в лесах.

Также, среди часто встречающихся нарушений требований лесного законодательства следует отметить категорию административных дел, возбуждаемых по ст. 7.9 КоАП РФ - самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

В соответствии с ч. 2 ст. 71 Лесного кодекса РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

В 2020 году в комитет поступило 17 административных дел, возбужденных по ст. 7.9. КоАП РФ. В большинстве случаев выявленные нарушения выражаются в размещении на лесном участке построек хозяйственного назначения (сараев, навесов, стоянок техники) и временного размещения (вагончиков для временного размещения лиц, осуществляющих работы на лесосеках), обустройство пасек, мест отдыха, без оформления договоров аренды, безвозмездного пользования лесными участками, или  размещение объектов в местах, не предусмотренных разрешительными документами, в связи с чем, лицам, использующим или планирующим использование лесных участков, необходимо уделять особое внимание наличию разрешительных документов на используемые лесные участки.

В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

 

Cкачиваемые файлы

Скачать все одним архивом