и лесопереработки Хабаровского края
Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Клавиатура:
- Для перемещения между навигационными меню,
блоками ссылок в области контента и
постраничной навигацией, используете клавишу
TAB .
При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня. - Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
- Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши
← стрелка влево истрелка вправо → .
У активной ссылки будет подсвеченный фон. - Для перехода по активной ссылке, нажмите
Enter - Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте
клавиши
стрелка вверх ↑ и стрелка вниз↓ .
Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавишиPageUp иPageDown - Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу
Esc .
НажатиеTab после этого вернет активацию.
Обобщение правоприменительной практики
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ), п. 3.32 Положения о министерстве лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (далее - Министерство), утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2021 № 707-пр, министерство осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия по федеральному государственному лесному контролю (надзору), лесной охране на землях лесного фонда на территории Хабаровского края.
Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему учреждения (согласно п. 1.5 Положения о Министерстве).
В соответствии со ст. 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной контроль (надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, исполнительными органами субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации
по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
Положение о федеральном государственном лесном контроле (надзоре) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1098 (далее – Положение о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), согласно которому предметом государственного лесного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.
Осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) регламентируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Закон № 248-ФЗ), Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), в соответствии
с которыми при осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками с отнесением объектов контроля к категориям значительного, умеренного, низкого риска.
В рамках риск-ориентированного подхода до 01.01.2025 допускалось проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий один раз в два года для объектов с категорией значительного риска, один раз в три года – для объектов с категорией умеренного риска, и не предусмотрено проведение таких мероприятий для объектов с категорией низкого риска.
В течение 2024 года действовали положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее – Постановление № 336) об ограничении проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий допускалось после согласования с органами прокуратуры исключительно при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, угрозе обороне и безопасности государства, угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон от 14.07.2022 № 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" дополнил ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях частью 3.1, в соответствии с которой установлена возможность возбуждения дел об административных правонарушениях за несоблюдение обязательных требований только по результатам контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием с контролируемыми лицами.
В рамках осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) в 2024 году Министерством инициировано проведение 4 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, в согласовании проведения которых Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой отказано в связи с отсутствием оснований для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Вместе с тем в течение года проведено 12 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами – наблюдения за соблюдением обязательных требований. Под наблюдением
за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи (ч. 1 ст. 74 Закона № 248-ФЗ).
По результатам проведенных мероприятий выявлены нарушения требований лесного законодательства при использовании лесов, в том числе:
- невыполнение мероприятий по содействию естественному возобновлению леса, рубкам ухода в молодняках, заготовки семян, посадки лесных культур, агротехническому уходу;
- самовольное занятие лесного участка;
- использование лесного участка в отсутствие проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы;
- сдвигание порубочных остатков на край леса (стену леса);
- отсутствие очистки лесосек от порубочных остатков;
- непредоставление отчетов об охране лесов от пожаров, о защите лесов;
- отсутствие пункта сосредоточения средств предупреждения и тушения лесных пожаров или укомплектация его не в полном объеме;
- осуществление работ без подачи лесной декларации;
- оставление не вывезенной заготовленной древесины, не окаймлённой минерализованной полосой;
- оставление в лесу заготовленной древесины, незащищенной от заселения стволовыми вредителями;
- отсутствие технологической карты лесосечных работ;
- не надлежащее оформление информации на столбе инструментальной привязки, уничтожение лесосечного столба;
- наличие горючих материалов в охранной зоне трубопровода;
- наличие древесно–кустарниковой растительности в просеки линии связи;
- не выполнение мероприятий по прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос, благоустройству зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, установки и эксплуатации шлагбаумов;
- изменение направления трелевочных волоков в пределах лесосеки;
- предоставление недостоверных сведений в отчете об использовании лесов.
По фактам выявленных нарушений объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
В 2024 году завершилось судебное обжалование результатов одного внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного в 2023 году. Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа решения судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменений, кассационная жалоба юридического лица – без удовлетворения (результаты внепланового контрольного (надзорного) мероприятия оставлены в силе).
В отчетном периоде на рассмотрение поступило 163 дела об административных правонарушениях по фактам нарушений требований лесного законодательства Российской Федерации (нарушение правил заготовки древесины, правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, самовольное занятие лесных участков, незаконная рубка). Наибольшее количество административных дел было возбуждено в отношении граждан – 109, в отношении юридических лиц возбуждено 39 дел и в отношении должностных лиц – 15, при этом 25 дел возбуждены прокурорами, 12 – органами внутренних дел.
В 2024 году на территории края выявлено 136 фактов незаконной рубки лесных насаждений (139 в 2023 году) с общим объемом незаконно вырубленной древесины 8,4 тыс. м3 (7,02 тыс. м3 в 2023 году), сумма вреда составила 153 млн. рублей (103.1 млн. рублей в 2023 году).
По сравнению с 2023 годом число случаев незаконных рубок уменьшилось на 3 случая, при этом объем увеличился на 1,4 тыс. м3, или на 20 %, сумма вреда увеличилась на 50,0 млн. рублей, или на 48,4%. Данное обстоятельство связано с выявлением 2 фактов незаконной заготовки древесины ценных пород, сумма вреда по которым составила
42,7 млн. рублей, объем 1,2 тыс. м3 (правоохранительными органами по данным фактам возбуждены уголовные дела), а также с установлением Правительством Российской Федерации в 2024 году коэффициента 3,14 (3,0 в 2023 году), применяемого при расчете ущерба, в связи с чем общая сумма вреда лесам в 2024 году увеличилась на 7 млн. рублей по сравнению с 2023 годом.
Выявляемость незаконных рубок с предположительными виновниками осталась на уровне 2023 года и составляет 54% от общего количества выявленных случаев.
В 2024 году посредством дистанционного мониторинга использования лесов путем использования космоснимков на труднодоступных участках лесного фонда выявлено 4 незаконные рубки деревьев с общим объемом вырубленной древесины 1,6 тыс. м³, ущерб, причиненный лесам, составил 27,08 млн. рублей.
В правоохранительные органы направлено 127 материалов, содержащих признаки уголовного деяния, предусмотренного ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым возбуждено 108 уголовных дел.
С целью противодействия незаконной заготовке древесины на территории Хабаровского края реализуется План декриминализации основных отраслей экономики Хабаровского края на 2023–2025 годы, утвержденный распоряжением Губернатора края от 26.01.2023 № 18-р, решения комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Хабаровском крае. На оперативной основе организованы выезды совместных межведомственных мобильных групп по информации о нарушениях лесного законодательства.
С ноября 2024 года по 7 января 2025 года проведены профилактические мероприятия "Ёлочка". Мобильные группы в составе сотрудников Министерства, подведомственных учреждений, правоохранительных органов осуществляли патрулирование лесов в целях предотвращения и пресечения незаконной рубки хвойных лесных насаждений в предновогодний период. Всего выявлено 9 фактов незаконных рубок деревьев хвойных пород для новогодних праздников общим объемом 20 м3, сумма ущерба составила 1,2 млн. рублей, по 8 фактам возбуждены уголовные дела, по 1 факту правоохранительными органами проводится проверка.
За незаконную рубку лесных насаждений предусмотрена уголовная и административная ответственности. Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч.1 ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации) и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена ч. 1, 2 ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей.
В 2024 году по фактам незаконных рубок лесных насаждений поступило 3 административных материала, возбужденных по ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ. В данных случаях незаконная рубка лесных насаждений была совершена гражданами. Все виновные лица привлечены к административной ответственности, общая сумма назначенных штрафов составила 9 тыс. рублей.
В отчетном периоде значительное количество дел об административных правонарушениях (74 дела) возбуждено по
ст. 8.32 КоАП РФ за нарушения правил пожарной безопасности в лесах. Требования пожарной безопасности в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614. К административной ответственности привлечено 59 лиц, общая сумма назначенных штрафов составила 2,4 млн. рублей.
Среди наиболее часто встречающихся нарушений отмечаются:
- оставление на лесосеке невывезенной заготовленной древесины без окаймления минерализованной полосой;
- не очистка мест рубок от порубочных остатков;
- засорение леса отходами;
- не очистка территории, прилегающей к лесу, от горючих материалов.
В рамках патрулирования лесов, в связи с установленным распоряжением Правительства Хабаровского края от 22.03.2024 № 167-рп особым противопожарным режимом, государственными лесными инспекторами выявлялись случаи разведения гражданами открытого огня на лесных участках в необорудованных для данных целей местах, а также пребывания граждан в лесах в период действия ограничения пребывания в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности.
С 08.06.2022 в ст. 8.32 КоАП РФ внесены изменения в части увеличения штрафных санкций. Так, нарушения правил пожарной безопасности, допущенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей (в 10 раз больше предыдущей санкции), на должностных лиц – от 60 тыс. до 90 тыс. рублей (в три раза больше предыдущей санкции), на юридических лиц – от 600 тыс. до 1 млн. рублей (в два раза больше предыдущей санкции).
Необходимым условием для предупреждения возникновения лесных пожаров, недопущения возникновения ущерба лесам, является неукоснительное соблюдение лицами, посещающими леса, а также использующими лесные участки, правил пожарной безопасности в лесах.
В отчетном периоде за нарушение правил заготовки древесины на рассмотрение поступило 7 дел об административных правонарушениях, возбужденных по ст. 8.25 КоАП РФ. Заготовка древесины регулируется Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, утвержденными приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993. Все виновные лица привлечены к административной ответственности, общая сумма назначенных штрафов составила 3 тыс. рублей.
Среди нарушений при использовании лесных участков отмечаются:
- невыполнение работ по очистке лесосек;
- нарушение технологии разработки лесосек;
- использование русла ручьев для трелевки древесины;
- отсутствие расчистки створов визиров.
В 2024 году на рассмотрение поступило 12 материалов по фактам нарушения правил санитарной безопасности в лесах по ст. 8.31 КоАП РФ. Требования санитарной безопасности в лесах установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047. Все виновные лица привлечены к административной ответственности, общая сумма назначенных штрафов составила 340 тыс. рублей.
Виновными лицами допущены следующие нарушения:
- сдвигание порубочных остатков на край леса (стену леса);
- загрязнения лесов отходами производства и потребления.
За отчетный период с целью фиксации фактов лесонарушений подведомственными учреждениями было установлено 35 фотоловушек, с помощью которых было зафиксировано 7 случаев несанкционированной выгрузки отходов на территорию лесного фонда в Вяземском, Верхнебуреинском, Хабаровском районах. За загрязнение лесов отходами
к административной ответственности привлечено 9 лиц по ч. 1, 3 ст. 8.32, ч. 1, 2 ст. 8.31, ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ (общая сумма назначенных штрафов составила 215 000 рублей). В 5 случаях нарушения устранены в добровольном порядке, очищено 246 м2 от 22,34 м3 отходов.
Статьями 49, 60, 60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса РФ закреплена обязанность лесопользователей предоставления отчетов об использовании лесов, об охране лесов от пожаров, о защите, воспроизводстве и лесоразведении лесов, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия (далее – отчеты).
Сроки, порядок и формы предоставления данных отчетов содержаться в приказах Минприроды России от 21.08.2017 № 451, от 09.03.2017 № 78, от 21.08.2017 № 452, от 22.07.2020 № 468. В соответствии с Федеральным законом от 04.02.2021 № 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" с 01.07.2021 года до 01.01.2025 года отчеты представляются исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
За не предоставление или несвоевременное предоставление отчетов предусмотрена административная ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ, по которой в 2024 году составлено и направлено на рассмотрение в участки мировых судей 37 протоколов. По всем материалам вынесены постановления о привлечении к административной ответственности, общая сумма назначенных штрафов составила 3 тыс. рублей.
Среди допускаемых нарушений требований лесного законодательства следует отметить категорию административных дел, возбуждаемых по ст. 7.9 КоАП РФ – самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
В соответствии с ч. 2 ст. 71 Лесного кодекса РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам – в аренду, безвозмездное пользование.
В 2024 году поступило 3 административных дела, возбужденных по ст. 7.9 КоАП РФ. Самовольное занятие лесных участков выразилось в размещении построек, в том числе хозяйственного назначения, баз отдыха без оформления договоров аренды, безвозмездного пользования лесными участками. Виновные лица привлечены к административной ответственности, общая сумма назначенных штрафов составила 260 тыс. рублей.
По ст. 7.9 КоАП РФ также квалифицируются нарушения, выраженные в размещении на используемом лесном участке объектов без утвержденного проекта освоения лесов.
Федеральным законом от 22.07.2024 № 192-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" продлен срок привлечения к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ. Так, с 21.10.2024 данный срок составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения (ранее постановление по делу об административном правонарушении не могло быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней).
В связи с введенными Постановлением № 336 ограничениями на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, а также с внесенными в КоАП РФ изменениями о возможности возбуждения дел об административных правонарушениях по фактам нарушения обязательных требований только по результатам контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием с контролируемыми лицами Министерством увеличено проведение профилактических мероприятий.
Так, в 2024 году объявлено 163 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований за нарушение правил пожарной, санитарной безопасности в лесах, правил использования лесов и требований по лесовостановлению.
С 18 лесопользователеми проведены профилактические визиты путем использования видео-конференц-связи.
Министерством и подведомственными учреждениями осуществлено 4643 консультирования контролируемых лиц по вопросам осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора), соблюдения требований лесного законодательства, проведено 10739 информирований.
В целях усиления лесной охраны, предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований пожарной безопасности, недопущения возникновения и распространения лесных пожаров на всей территории края систематически проводятся профилактические патрульные мероприятия совместно с территориальными отделами МЧС, ОМВД России в районах края, администрациями районов. С гражданами и лицами, использующими леса, проведено 5180 профилактических бесед на противопожарную тематику, роздано 16351 агитационный материал и листовок, проведено 48 открытых уроков в образовательных учреждениях в целях формирования у подрастающего поколения культуры поведения в лесах и профилактики нарушений правил пожарной безопасности, опубликовано 407 материалов
в печатных СМИ и интернет-изданиях, проведено 1261 радиотрансляция о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Закона № 248-ФЗ к задачам обобщения правоприменительной практики относится, в том числе, подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, в связи с чем отмечаем следующее.
Министерство в 2024 году обратилось в суд с иском к лесопользователю о требовании исполнить выданное в 2023 году предписание об устранении выявленных нарушений по результатам внепланового контрольного (надзорного) мероприятия. Решением Арбитражного суда Хабаровского края в удовлетворении заявленных требований отказано по следующим основаниям.
Исходя из положения п. 4 ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган может обратиться в суд с требованием о принудительном исполнении предписания только в том случае, когда такая мера предусмотрена законодательством.
Положение о федеральном государственном лесном контроле (надзоре) не предусматривает возможность понуждения в судебном порядке к исполнению выданного предписания.
Соответственно, правовые основания для обращения в суд с заявлением об исполнении выданного предписания в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) отсутствуют, что снижает эффективность мер реагирования по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Схожее мнение относительно права контрольного (надзорного) органа на обращение в суд с требованием о принудительном исполнении предписания следует из судебной практики иных регионах Российской Федерации по видам контроля, где специальным законодательством указанное право не предусмотрено (дела № А70-10716/2022, А46-8406/2022, Ф06-1447/2023).
Таким образом, представляется целесообразным скорректировать федеральное законодательство в части обеспечения возможности принудительного исполнения предписания, выданного органом контроля, в судебном порядке.